«Пузо» паруса — выпуклость паруса, надутого ветром. Увеличивает подъемную силу (тягу) по сравнению с плоским парусом той же площади. Достигается соответствующим покроем паруса.
Пайол — настил трюма судна. Как правило, делается полностью или частично съёмным.
Пакетбот — двухмачтовое парусное судно для перевозки почты и несения посыльной службы. Водоизмещение 200-400 т, вооружение от 12 до 16 пушек.
Пал — 1. чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые заводятся швартовы; 2. металлический брусок, препятствующий обратному вращению шпиля.
Палгед — нижняя часть баллера шпиля, на которую насаживаются откидные стопора – палы.
Палгун — фундамент шпиля с зубчатой рейкой по окружности.
Палуба — горизонтальный ярус корабля. Начиная сверху имели следующие назначения: квартер-дек — открытая палуба для управления судном; опер-дек — верхняя батарейная палуба; мидель-дек — средняя батарейная палуба; орлоп-дек — палуба жилых и служебных помещений; трюм — самая нижняя палуба.
Панер — момент при подъёме якоря, когда якорный канат (цепь) стоит вертикально, а якорь ещё не отделился от грунта.
Патент-риф — устройство, позволяющее наматывать парус на гик или на стержень внутри гика для взятия рифов.
Пентер — тали для подъема якоря на палубу на парусных судах.
Пентер-балка — (фиш-балка) — четырёхугольная балка длиной приблизительно в ширину бака, крепившаяся там в железной обойме. Служила для уборки якорей по-походному.
Пентер-гак — гак, закладываемый за лапу или за скобу на веретене якоря при его подъёме на рустов или на палубу.
Пеньковый трос — растительный трос, изготовленный из волокон луба конопли.
Переборка — стенка, разделяющая внутреннее пространство судна на отсеки (помещения), а также наружная стенка надстройки или рубки. Несущая переборка участвует в обеспечении общей прочности корпуса, водонепроницаемая — в обеспечении непотопляемости судна.
Перлинь — трос кабельной работы, окружностью от 4 до 6 дюймов (102 — 152 миллиметра).
Перо руля — действующая часть руля.
Пертулинь — снасть (цепь), удерживающая якорь за скобу в убранном положении.
Перты — закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.
Пиллерсы — вертикальные стальные стойки, служащие опорами для палуб. Пиллерсы бывают постоянные и откидные.
Пинасы — мелкие гребные шлюпки.
Пинка — парусное коммерческое судно в Северной Европе вместимостью около 200 т. В XVIII веке пинки использовались в качестве военных судов на Балтийском море.
Писподы — галс-тали.
Планширь — 1.самый верхний брус на фальшборте палубных судов (фальшборт — продолжение борта выше открытой верхней палубы); 2.на гребных судах — брус, покрывающий верхние концы шпангоутов вокруг всей шлюпки, с гнёздами для уключин.
Плашкоут — плоскодонная баржа с высокими бортами; употреблялась для промежуточных опор наплавных мостов. Плашкоутные мосты удобны тем, что их в любой момент можно отвести в стороны, чтобы освободить часть или всю ширину реки.
Плехт — второй или верповочный передний носовой якорь. Висел по правому борту.
Подволок — зашивка потолка жилых и служебных помещений судна, или нижняя сторона палубного перекрытия.
Подзор контртимберсов — наклонная плоскость, расположенная выше винтранца и нависающая над водой; часто украшалась резьбой.
Подлегерс — продольный стрингер.
Подпёрток — короткие шкентеля, поддерживающие перты по всему рею в нескольких местах.
Подштульц — на боковой галерее плоскость между рым- и фут-реельсами.
Полакр — судно Средиземноморья, которое использовалось в основном для торговых перевозок. Имело три мачты.
Полубак — носовая надстройка на баке корабля.
Полубалансирный руль — руль, у которого передняя половинка пера по длине короче задней. Делается это, если надо освободить место для винта на судне с двигателем.
Полубимс — бимс, идущий не по всей ширине корабля, а от борта до карлингса или до выреза в палубе.
Полуют — возвышенная часть кормовой оконечности корабля или дополнительная палуба над ютом.
Порты — герметически закрывающиеся вырезы в бортах судов.
Потесь — весло, заменяющее руль.
Прам — плоскодонное артиллерийское парусное судно ХVIII в. Вооружение от 18 до 38 пушек применялось для действий на мелководье, у берегов и в реках против крепостей и береговых укреплений
Привальный брус — деревянный брус, идущий вдоль судна и крепящийся к шпангоутам; на него кладутся концы бимсов.
Проа Майянг — собирательный термин, охватывающий большое количество типов судов малайско-индонезийского мира. Тип катамарана с аутригером-поплавком, отнесенным от основного корпуса.
Прядь — вторая по толщине составная часть троса, свитая из каболок.
Путенс-ванты — 1. железные прутья, нижние концы которых находятся на ракс-бугеле нижнего рея или под ракс-бугелем на специальном путенс-вант-бугеле. Затем путенс-ванты проводят через отверстия по краю марса, и их верхние концы завершают кольцами, к которым скобами крепят путенс-вант-юферсы. (Связи, идущие от вант из-под марса к боковым его кромкам; служат для укрепления кромок марса и не дают ему выгибаться вверх от тяги стень-вант.) 2. специальные оттяжки — похожие на короткие, идущие вниз, ванты, которые снизу натягивают путенсы и крепятся к борту под русленями. В наше время, когда русленей на парусниках уже нет, только эти оттяжки идущие вниз от марсовой площадки и принято называть путенс-вантами.
Пютенги — деревянные подпорки, поддерживающие руслени.
Пяртнерс — круглое или эллиптическое отверстие в палубе, через которое проходила мачта.
Пятка — упертый в мачту конец рангоутного дерева. Другой, свободный конец — нок.