О

Словарь морских терминов

Обводы — внешние очертания корпуса судна, характеризуемые теоретическим чертежом.
 
Обгалдырь — конец или короткая цепь с гаком или железный прут с рукояткой на одном конце и с крюком на другом, служит для растягивания по рею верхней шкаторины паруса и для работы с якорной цепью.
 
Обрасопить реи — повернуть реи при помощи брасов в одно из крайних положений под углом к ДП корабля.
 
Обстенить паруса — повернуть их или судно так, чтобы ветер ударил в обратную сторону парусов, и они прижались к мачтам и стеньгам. При обстененных парусах судно получает задний ход.
 
Обух — болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части. Предназначен для крепления гаков снастей такелажа или стропов блоков.
 
Оверкиль — перевёртывание судна вверх килем.
 
Оверштаг — поворот, когда судно меняет галс с пересечением линии ветра носом.
 
Огон — кольцо из троса, сделанное на конце или в середине его. Этим кольцом обычно снасть надевается на рангоутное дерево.
 
Октан — угломерно-отражательный мореходный инструмент.
 
Оплетка — конец снасти, заплетенный особым способом для предотвращения его от развивки.
 
Орлоп-дек — часть судна находящаяся под опер-деком. Орлоп-дек начинался от носа и кончался не доходя до кормы приблизительно на 3 м; высота между палубами составляла около 2 м. Палуба орлоп-дека состояла из рам, покрытых досками. Их можно было снимать, если надо было погрузить громоздкие предметы.
 
Осадка судна — расстояние между поверхностью спокойной воды и килем судна.
 
Оттяжка — трос, укрепленный на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении.