Р

Словарь морских терминов

Раковины — верхняя и нижняя часть боковых галерей.
 
Ракс-бугель — тросовый бейфут (см.).
 
Ракс-клоты — (патерностеры, чётки) — деревянные точёные шарики, насаженные на два или три параллельно идущих троса (бейфут).
 
Ракс-слизы — вертикальные плоские деревянные пластины, поставленные между ракс-клотами для удержания последних в определённом положении друг относительно друга.
 
Рангоут — (от голл. «rondhout» — круглое дерево) — на судах парусного флота под рангоутом подразумевались деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъемы сигналов и т. д.
 
Реванты — небольшие отрезки линя, продетые через люверсы для крепления паруса к лееру рея. На реванте, для того чтобы он не выскочил из люверса, делали два узла, диаметр которых был больше диаметра люверса.
 
Регель русленя — деревянная рейка, прикрывающая вырезы на руслене в местах прохождения вант-путенсов.
 
Резен-киль — верхняя часть киля, расположенная целиком внутри судна.
 
Рей — рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.
 
Ридерсы — диагональные полосы, накладываемые поверх шпангоутов для добавочного подкрепления. В результате корпус лучше противостоит изгибам во время сильного волнения.
 
Риф-бант — полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно его нижней шкаторине, для увеличения прочности паруса в месте прохода риф-сезней.
 
Риф-гаты — отверстия в риф-банте.
 
Риф-леер — снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса риф-сезенями при взятии рифов.
 
Риф-сезень — конец, сплетенный из шкимушки. Один конец его имеет очко или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязывания паруса, когда берется риф.
 
Риф-штерты — короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных судах.
 
Ростры — совокупность запасных рангоутных деревьев на парусном судне. Весь запасной рангоут складывался вместе на шкафуте. Рострами в последствии стали называть часть палубы средней надстройки, где размещались шлюпки. Ростры над главной палубой поддерживают пиллерсы.
 
Роульс — каток, отлитый из чугуна или выточенный из крепкого дерева и свободно вращающийся на оси. Роульс ставится, например, в киповых планках или отдельно для направления троса, для поддержки рулевых штанг и т.д.
 
Рудепирс — основа руля, к которой крепится плоская часть — перо руля.
 
Руль — вертикальная пластина (перо руля), поворачивающаяся на оси (баллере) в кормовой подводной части судна. Служит для поворота судна в ту или иную сторону.
 
Румб — направление из центра видимого горизонта к точкам его окружности. Весь горизонт, как и картушка, делится на 32 румба. Румб обозначает также угол между двумя ближайшими целыми румбами. В этом смысле 8 румбов равны 90 градусов, а 1 румб равен 11 градусов. В наше время счет идет не на румбы, а на градусы
 
Румпель — (от гол. — roerpen, roer — весло, руль) — рычаг, укреплённый в верхней части руля. Передает крутящий момент от усилия, создаваемого рулевой машиной или вручную.
 
Рундук — ящик или ларь; устанавливаемый во внутренних помещениях корабля для хранения личных вещей.
 
Руслени — мощные балки по наружным бортам парусного судна, расположенные на уровне верхней палубы против мачт. Служат для разноса вант, которые прикрепляются вант-путенсами к бортам.
 
Рустер — решётчатая крышка люка. При плохой погоде их закрывали водонепроницаемой парусиной.
 
Рыбины — деревянные щиты из реек, которые укладываются на дно шлюпки в целях предохранения обшивки от порчи ногами.
 
Рым — металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.
 
Рым-реельсы — карнизы, шедшие под окнами.
 
Рю — латинский рей, цельная или составная балка из ели или пихты, которую подвешивают наклонно к мачте.