С

Словарь морских терминов

Саета — лёгкий фрегат с прямым парусом на фок-мачте и латинскими парусами на грот- и бизань-мачтах.
 
Салинг — деревянная или стальная конструкция, служащая для соединения стеньги с ее продолжением — брам-стеньгой, а брам-стеньги с бом-брам-стеньгой и для разноса в стороны брам- и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев — лонга-салингов и двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев — краспиц. Салинги называют в зависимости от их принадлежности той или иной мачте: фок-салинг, грот-салинг и крюйс-салинг.
 
Сапортус — кница, которая поддерживала крамбол.
 
Свайка — железный конический гвоздь (иногда изогнутый) с плоской головкой. Служит для пробивания прядей троса и других такелажных работ.
 
Свистов — тонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, вставленных в гнезда шпиля. Применяется с той целью, чтобы вымбовки не выскакивали из своих мест в случае, если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. Свистов служит также и для того, чтобы можно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, как и за вымбовки.
 
Свитень — конец троса, заплетённый косой.
 
Сезень — плетёнка с очком на одном конце и косой — на другом. В зависимости от назначения или места носит различные наименования; например, риф-сезень.
 
Сей-тали — (штаг-тали) — тали, стоявшие под грота-штагом и применявшиеся для погрузки тяжёлых грузов в грота-люк.
 
Сей-шкентель — короткие растительные или проволочные тросы огоном накладываемые на топ мачты. В огоне второго конца находился коуш, к которому крепят блок гиней — сей-талей.
 
Селандии — небольшие византийские вспомогательные суда.
 
Скампавея — русская малая галера начала XVIII в. для операций в шхерах, имела до 18 пар весел и 1-2 мачты с треугольными парусами, 1-2 пушки малого калибра. Перевозила до 150 человек.
 
Сорлинь — линь или цепь; крепится одним концом к передней кромке или к выдающейся над водой верхней части пера руля, а другим — к судну. Назначение сорлиня — удержать руль, если он соскочит с петель.
 
Спардек — верхняя лёгкая палуба, простиравшаяся от форштевня до ахтерштевня и располагавшаяся выше главной палубы. В настоящее время спардеком часто называют средние надстройки на судах.
 
Спинакер — треугольный парус, устанавливаемый на носу при помощи выстрела — спинакер-рея и используемые при попутном ветре. Этот парус дополнительный.
 
Сплесень — соединение двух концов одного троса или двух тросов путём взаимного переплетения нитей.
 
Стаксель — (нем. stagsegel, stag — штаг, segel — парус) — треугольный парус, поднимаемый по штагу. На больших судах стаксели ставятся не только впереди фок-мачты, но и между другими мачтами. В зависимости от местоположения получают наименование в виде приставки из одного или двух слов; например, фор-стень-стаксель или грот-брам-стак-сель и т.д.
 
Стандерс — пустотелая литая высокая стойка, в которую вставляется шлюпбалка или крапбалка, не проходящие сквозь палубу судна.
 
Стапель — сооружение для постройки судна и спуска его на воду.
 
Старн-тимберсы — брусья в корме деревянного судна, идущие выше транцев.
 
Стень — сокращение слова <стеньга>; прибавляется к названию деталей, принадлежащих стеньге; например, стень-ванты, стень-штаги и т.д.
 
Стень-бакштаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие стеньги.
 
Стень-ванты — снасти стоячего такелажа, с помощью которых стеньга удерживается с боков и чуть сзади.
 
Стень-вынтреп — проходит в шпоре стеньги через наклонное прямоугольное отверстие со шкивом (шкив-гат) и предназначен для подъёма и спуска стеньги.
 
Стеньга — (голл. — steng) — съёмное рангоутное дерево, являющееся продолжением судовой мачты. Далее идёт брам-стеньга, а дальше бом-брам-стеньга.
 
Степс — гнездо, в которое вставляется своим шпором мачта или бушприт.
 
Стоплат — нашивка с лица (сторона обращённая к корме) марселя, служащая для предохранения парусины от перетирания о марс и салинг.
 
Стоячий такелаж — такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута.
 
Стренди — составные части троса, из которых скручиваются тросы кабельной работы. Стренди свиваются из прядей, пряди — из каболок, а каболки — из растительных волокон или из проволоки.
 
Стрингер — продольная связь набора корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называются днищевыми, скуловыми, бортовыми и палубными.
 
Струг — русское плоскодонное парусно-гребное судно, служившее для перевозки людей и грузов