Словарь морских терминов
Бабочка — способ несения парусов на яхтах с косым парусным вооружением, когда на полных курсах носовые паруса выносят на противоположный, по отношению к кормовым парусам, борт для повышения скорости и устойчивости на курсе яхты.
Багала — судно, название которого можно перевести как «мул», было основным перевозчиком грузов в арабской торговле. Его водоизмещение составляло 150-500 т, оно имело две, а иногда три мачты. Отличительные его черты – сплошная палуба, галф-дек и прямой, сильно вываленный вперёд форштевень, оканчивавшийся вырезанной столбовидной головкой. Кормовая часть выделялась украшенным транцем, боковыми карманами и круглой кормой. Мачты имели наклон вперёд. Родиной этого судна являлся Персидский залив.
Бак — (голл. bak) — надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком раньше называли носовую часть верхней палубы (спереди фок-мачты). Служит для защиты верхней палубы от заливания встречной волной, повышения непотопляемости, размещения служебных помещений и т.д.
Бакборт — левый борт судна. На бакборте судно несет красный огонь, а на штирборте — зеленый.
Бакс — штука дерева, соединяющая киль с форштевнем.
Бакштаг — курс, когда угол между диаметральной плоскостью яхты и направлением линии ветра более 90 и менее 180 градусов. Крутой бакштаг — если угол меньше 135 градусов, полный бакштаг — если угол больше 150 градусов.
Бакштаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.
Бакштов — трос, выпущенный за корму стоячего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.
Баланселла — судно с одной мачтой и латинским парусом.
Балансирный руль — руль, у которого ось проходит близко к середине пера. Передняя половина пера балансирует в воде заднюю половину и облегчает усилие при повороте.
Балккэриер — судно для насыпных грузов.
Баллер — ось вращения руля, скреплённая с пером руля.
Балун — передний, дополнительный, полно-скроенный парус для слабых ветров на полных курсах. Паруса аналогичного назначения – гнуя, дрифтер, ричер.
Балясина — точеный реёк, служащий ступенькой у штормтрапа.
Банка — доска, служащая для сиденья на шлюпке, служит также для укрепления шлюпки от сдавливания.
Банкет — возвышение или площадка на палубе корабля для установки компасов, дальномеров, пеленгаторов; решетчатая площадка на ножках для укладки кранцев и бухт троса.
Банник — деревянная цилиндрическая колодка со щеткой, наезженная на древко. Служит для очистки канала орудия от порохового нагара.
Банты — полосы парусины, пришиваемые параллельно нижней шкаторине для укрепления паруса в наиболее напряжённых местах.
Барбара — дополнительная оттяжка шкотового угла стаксея к палубе.
Барбарский корабль — однопалубный корабль, прототипом которого были так называемые берберийские суда XVI-XVII вв., плававшие у берегов Алжира и Туниса. Имел две мачты с прямыми и одну с косыми парусами. Длина 32-36 м, ширина 7-10 м; вооружение 34-44 орудия.
Барк — трех- или пятимачтовое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой, несущей косое парусное вооружение.
Барказ — большая и крепкая шлюпка в торговом и военном флоте.
Баркалон — парусно-гребное судно длиной около 35 м, шириной до 9 м, осадкой до 2,5 м; вооружение 26-44 орудия.
Баркентина — шхуна-барк; одна мачта с прямыми и две с косыми парусами.
Бархоут — усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии для придания прочности обшивки, ослабленной вырезами пушечных портов.
Баталер — специалист по прод- или вещевой службе на корабле.
Батоксы — кривые, получаемые от пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости.
Бегин — термин, относящийся к нижнему рею на бизань-мачте, к его брасам и топенантам.
Бейдевинд — курс, когда угол между диаметральной плоскостью яхты и направлением ветра меньше 90 градусов. Крутой бейдевинд — если угол меньше 45 градусов, полный бейдевинд — если угол больше 60 градусов.
Бейфут — кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги. У нижних реев бейфуты бывают железными, с вертлюгами.
Бензель — перевязка двух тросов тонким тросом (линем). Если она делается толстым тросом, то называется найтовым.
Беседка — деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сидением при подъеме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт.
Бизань — косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику бизань-шкотом. Слово <бизань> прибавляется к названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов, крепящихся на бизань-мачте. Исключение составляет нижний рей, когда на бизани, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Тогда рей будет называться <бегин-рей>, а к деталям рангоута, находящимся выше марсовой площадки и на стеньгах, добавляется слово <крюйс>.
Бизань-мачта — задняя мачта у судов, имеющих три и более мачт.
Бизань-трисель — нижний гафельный парус судна с косыми парусами, имеющий форму неправильной трапеции, которая своим верхним краем прикреплена к гафелю, нижним – к гику и вертикальной стороной – к бизань-мачте.
Бикгед — переборка в носовой части парусных судов, у которых бак не доходит до форштевня.
Билландер — главный парус очень длинной трапециевидной формы, который висел на небольшом рее (англ. и гол. торговые суда).
Бимсы — поперечные связи судна, служащие для поддержания палуб; соединяют противоположные бортовые ветви шпангоутов и придают судну поперечную прочность.
Бирема — гребной военный корабль с двумя рядами весел.
Бисы — наделки с двух сторон бушприта, через которые проводятся стень-штаги.
Битенг — деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов. Якорная цепь обносится вокруг битенга, что уменьшает скорость отдачи якоря.
Блинд — прямой парус, который ставили под бушпритом. Привязывался к блинда-рею.
Блинда-гафель — отводы, горизонтально укреплённые у нока бушприта для разноса стоячего такелажа (утлегарь и бом-утлегарь бакштагов).
Блинда-рей — рангоутная перекладина на бушприте. Отказались от использования блинда еще в восемнадцатом веке. Иногда сейчас вместо блинда-рея ставят два отростка — блинда-гафеля.
Блинда-стеньга — маленькая вертикальная мачта на оконечности бушприта.
Блинда-фал — снасть, с помощью которой поднимался парус блинд. Блинда-фал основывался на два одношкивных блока: один на середине блинда-рея, а другой у топа бушприта.
Блок со свитнем — блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дереву или снасти такелажа.
Блоки — простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.
Блокшив — корпус старого судна, используемый в порту у постоянного причала как плавучий склад или казарма.
Бово — судно с двумя мачтами; передняя — с латинским парусом, задняя с гафельным или латинским парусом.
Боканцы — старинное название шлюпбалок. На парусных судах с прямым вооружением — небольшие выстрелы в носовой части, на концах которых укреплены блоки для тяги фока-галсов.
Бом-блинд — парус установленный на бом-блинда-рее.
Бом-блинда-рей — рей, установленный на утлегаре.
Бом-брам-рей — четвертый снизу рей на мачте.
Бом-брамсель — четвертый снизу парус на судне с прямым вооружением.
Бом-кливер — четвертый снизу косой парус перед фок-мачтой (самый передний кливер).
Бом-салинг — особая обойма с рожками для отвода в сторону некоторых снастей. Ставится там, где брам-стеньга соединяется с бом-брам-стеньгой.
Бомбарда — парусный двухмачтовый корабль (одна мачта почти в середине судна с прямыми парусами и одна, сдвинутая в корму, с косыми), вооруженный 12 – 14 пушками крупного калибра или 2 – 4 мортирами. Использовался для бомбардировки крепостей и портов. Обладал усиленной конструкцией корпуса.
Бомбардирсжий корабль — парусный 2-3- мачтовый корабль с повышенной прочностью корпуса. Впервые появились во Франции в 1681 г. Вооружались 2-18 орудиями крупного калибра и 8-12 орудиями малого калибра. Предназначались для борьбы с береговыми укреплениями. В русском флоте существовали до 1828 г.
Бонавентур-мачта — четвёртая мачта (итальянцы называли её пало). В начале XVII в. на больших судах её устанавливали позади бизани. Судя по рисункам того времени, бонавентур-мачта — мачта хорошей погоды (Der Bonaventuramast вернее мачта <хороших приключений> -прим перев.) — стояла как раз над ахтерштевнем
Бонет — добавочный парус, укреплённый на рю (латинском рее).
Борг — короткий оклетнёванный трос с огоном на одном конце. Он висел под марсом на середине рея и проходил вокруг стеньги. Служил для снятия тяжести с гарделя и для добавочной страховки рея.
Борт — бок судна.
Бот — всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооруженное 6 — 8 пушками малого калибра служащее для перевозки грузов. Боты бывают палубные для морских плаваний, беспалубные для прибрежного.
Ботик — небольшой бот.
Боуты — полосы парусины, пришиваемые наискосок для укрепления паруса в наиболее напряжённых местах.
Брам — слово, прибавляемое к названию всех парусов, такелажа и снастей, принадлежащих к брам-стеньге.
Брам-бакштаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков стеньги.
Брам-гинцы — маленькие тали, ввязываемые в брам-фал.
Брам-рей — третий рей, который над салингом.
Брам-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги и идущее вверх от неё.
Брам-фал — снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи.
Брамсель — третий прямой парус снизу, поднимаемый на брам-стеньге над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте — фор-бом-брамсель, на грот-мачте — грот-бом-брамсель и на бизань-мачте — крюйс-бом-брамсель.
Брандер — небольшое парусное судно, которое нагружалось различными горючими веществами и предназначалось для уничтожения неприятельского флота путем поджога его кораблей при сцеплении с ними.
Брандскугель — (от нем. вrand — пожар, кugel — ядро) — зажигательный снаряд корабельной гладкоствольной артиллерии. Состоял из пустотелого чугунного ядра с отверстиями, начиненного зажигательным составом. Применялся с середины XVIII до второй половины XIX века.
Брасы — снасти бегучего такелажа, закреплённые на ноках реев и служащие для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).
Брашпиль — машина для подъема якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.
Брейд-вымпел — широкий короткий вымпел, поднимаемый на грот-мачте командирами соединений, дивизионов и командирами отрядов кораблей.
Брештук — 1. связь, соединяющая клямсы с форштевнем или ахтерштевнем; 2. деревянный угольник в носу шлюпки.
Бриг — двухмачтовый парусный корабль XVIII-XIX вв. с прямым парусным вооружением для дозорной, посыльной и крейсерских служб. Водоизмещение 200-400 т, вооружение 10-24 пушки. Экипаж до 120 человек.
Бригантина — (ит. — brigantino) — двухмачтовое парусное судно XVIII-XIX вв. с прямыми парусами на передней (фок) и с косыми (бригантиной и топселем) на задней (грот) мачте. Вооружение 6-8 пушек. В русском флоте XVIII в. — парусно-гребное судно для перевозки грузов и войск. Вооружение 2-3 пушки.
Бридель — якорная цепь (трос), прикрепляемая коренным концом к мертвому якорю на грунте, а ходовым — к рейдовой швартовной бочке (бую, плав. пирсу, бону и т.д.).
Брифок — название вспомогательного прямого фока у тендеров, шхун, авизо и т.п., когда он не остается привязанным постоянно к рею.
Бросательный конец — линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху мешочек. С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы.
Брочинг — явление полной потери управляемости судна при попутных ветрах, когда подхваченное догоняющей волной, оно начинает двигаться со скоростью волны на ее переднем склоне и резко заваливается через скулу, а руль выходит из воды.
Брюк — мощный трос, проходивший через боковые стенки лафета, концы которого крепили на рымах боковых сторон пушечных портов. Служил для удержания орудия при откате.
Брюканец — кусок старой парусины, прибитый вокруг мачты; он не даёт стекать воде в щель между мачтой и палубой.
Бугель — плоское кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.
Бугель с обухами — стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).
Буйреп — трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.
Булинь — снасть, которой оттягивают к носу наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса, чтобы судно могло идти круто к ветру.
Бульбокиль — конструкция плавникового киля яхты с прикрепленным к нижней кромке тяжелым балластом (бульбом) обтекаемой формы.
Бум — арабское судно с остроконечной кормой. Бум не имел изогнутого штевня, линии судна были очень простыми. Резной орнамент отсутствовал, и единственным украшением были раскрашенные полосы. Бум был двухмачтовым и выглядел как багала. Водоизмещение 60-200 т. Родиной этого судна являлся Персидский залив. Несмотря на небольшое водоизмещение, бум совершал дальние морские рейсы.
Бухт — наибольший якорь из шести на судах в XVIII в. (его называли якорем надежды).
Бушприт — рангоутное дерево, укрепленное на носу судна горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости (около 35 градусов). К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов — кливеров. На больших судах бушприт делался составным: продолжение бушприта составляет утлегарь, а продолжение утлегаря — бом-утлегарь.
Бык-гордень — снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.