Ш

Словарь морских терминов

Швартов — растительный или стальной трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).
 
Шверт — запасной, второй по величине якорь на судне. Хранился в носовой части у грот-люка.
 
Швиц-сарвень-строп — строп, при помощи которого стягиваются нижние ванты под марсом, когда путенс-ванты крепятся к нижним вантам.
 
Шебека — небольшое трехмачтовое парусно-гребное судно с очень острым корпусом (фок- и грот-мачты несли латинские паруса, бизань-мачта — косые); использовалось в средние века на Средиземном море для посыльной службы и перевозки грузов; 2) русский парусно-гребной трех- мачтовый корабль второй половины XVIII в., имел до 20 пар весел и от 30 до 50 пушек малого калибра.
 
Шитик — небольшое плоскодонное парусное судно, части корпуса которого были сшиты ремнями или прутьями можжевельника и ели. Длина 10 м, ширина до 4 м.
 
Шканцы — самый верхний помост или палуба в кормовой части парусного судна, где находились вахтенные офицеры и устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля между грот- и бизань-мачтами. Шканцы считались почетным местом на корабле: там зачитывались перед строем манифесты, приказы, приговоры. На шканцах запрещалось садиться и курить всем, кроме командира (капитана) корабля и флагмана.
 
Шкаторина — кромка паруса, обшитая ликтросом.
 
Шкафут — (от голл. «schavot» — стеллаж) — широкие доски, уложенные горизонтально вдоль бортов парусного судна. Служили для прохода с бака на квартердек или шканцы.
 
Шкентель — короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или груза.
 
Шкентель с мусингами — растительный трос, на котором через каждые 30-40 сантиметров сделаны кнопы. Служит вместо трапов, например для спуска в шлюпку, стоящую под выстрелом.
 
Шкентросы — короткие веревки, которые одним из своих концов крепятся за люверсы у малых оснований подвеской койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты.
 
Шкимушгар — однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки. Обычно свивается из двух или трех каболок. Применяется для клетневания.
 
Шкипер — (голл. — schipper) — содержатель корабельного имущества и материального снабжения военного корабля, капитан коммерческого парусного судна.
 
Шкот — снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.
 
Шкун — якорная подушка; металлический лист на борту, в который упираются рога якоря, когда он закреплён у борта.
 
Шлаг — петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета.
 
Шлагов — железный или деревянный брус, вставленный в шпор стеньги для удержания её на месте.
 
Шлюп — судно с одной мачтой с косыми парусами (гротом и фоком). Использовался для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно.
 
Шлюпбалки — стальные либо деревянные балки с талями, укреплёнными у бортов судна; служат для спуска шлюпок на воду и их подъёма.
 
Шмак — двухмачтовое грузовое судно первой поло вины XVIII в.. Использовались на Балтийском и Каспийском морях.
 
Шнека — (шняка) — плоскодонное беспалубное поморско-новгородское парусно-гребное рыболовецкое судно, имевшее одну-две мачты с прямыми парусами; поднимало более 2 т груза.
 
Шнява — небольшое двухмачтовое с прямыми парусами судно XVII-XVIII в. похожее на шхуну. Водоизмещение до 150 т, вооружение 14-18 пушек малого калибра. Экипаж до 80 человек. Предназначалось для разведочной и посыльной служб.
 
Шпангоут — ребро судового остова (поперечный элемент конструкции корпуса).
 
Шпация — промежуток между шпангоутами.
 
Шпигаты — отверстия для стока воды.
 
Шпиль — большой ворот с вертикальной осью, служащей для подъема якоря (якорный шпиль), выбирания швартовных концов, подъёма реев, подъёма и спуска шлюпок.
 
Шпор мачты — нижняя оконечность мачты, которую крепили в специальном гнезде — степсе.
 
Шпринг — трос, заведенный в скобу станового якоря для удержания судна в заданном направлении с целью наиболее эффективного использования бортовой артиллерии.
 
Шпрюйты — группа тросов, предназначенных для распределения силы натяжения на несколько точек. Для этого их равномерно распределяли по шкаторине паруса, а в дальнейшем соединяли в один трос.
 
Шпунт киля — длинные выемки вдоль боковых сторон киля. В шпунты заходит первый ряд досок наружной обшивки.
 
Штаг-карнак — крепкий трос, служивший для погрузки различных товаров или грузов в грота-люк и применявшийся на торговых судах вместо сей-талей.
 
Штаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие в продольном направлении вертикальные рангоутные деревья — мачты, стеньги и пр.
 
Штевень — прочный брус в носовой и кормовой оконечностях корабля.
 
Штерт — короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей.
 
Штормтрап — веревочная лестница с деревянными ступеньками, опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служащая для подъема на корабль.
 
Штуртрос — трос, основанный между штурвалом и румпелем и проходящий через ряд неподвижных блоков. Служит для передачи усилий от штурвала к румпелю и через него к рулю.
 
Шхетбот — небольшое мелкосидящее парусно-гребное судно для плавания и военных действий в шхерах.
 
Шхуна — парусное судно, имеющее две или более мачты с косыми парусами. Может ходить круто к ветру. Шхуны русского флота имели до 16 пушек.