В

Словарь морских терминов

Вант-путенсы — железные цепи или полосы, нижний конец которых крепится снаружи к борту судна, а верхний закладывается за нижние юферсы. Не путать с путенс-вантами.
 
Ванты — (голл. — want) — снасти стоячего судового такелажа. Изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь оттяжками к борту и несколько в корму.
 
Ватер-бакштаги — снасти стоячего такелажа бушприта, раскрепляющие его в горизонтальной плоскости, идущие к обоим бортам судна.
 
Ватер-вулинг — крепление бушприта с форштевнем. В старом парусном флоте делались тросовые или цепные. На современных парусных судах заменены железными бугелями и скобами.
 
Ватер-штаги — стоячий такелаж бушприта, удерживающий его снизу; предназначались для противодействия тяги фока- и фок-стень-штагов.
 
Ватервейс — толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего судна. Служат для продольного крепления судна и стока воды. Внутренняя сторона ватервейса была скошена, и в нём имелись отверстия для стока воды — шпигаты.
 
Ватерлиния — (англ.- waterline) — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.
 
Вельбот — (голл. — walboot) — узкая длинная шлюпка с острыми носом и кормой. Находятся в персональном пользовании адмиралов и командиров кораблей. Название произошло от первоначального типа шлюпки, употреблявшейся китоловами.
 
Вельпсы — выступы в виде ребер, сделанные на барабане шпиля, чтобы наматываемый трос не скользил.
 
Веретено якоря — массивный стержень, к нижней части которого прикреплены рога адмиралтейского якоря или лапы втяжного.
 
Верп — вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой, служащий для снятия судна с мели путем его завоза на шлюпках.
 
Верпование — процедура вывода судна на открытое пространство при помощи верпа. Раньше, когда не было буксиров, судно с помощью верпа выводили на открытую воду. В гавани, в толчее кораблей, не очень-то развернешься с парусами. Поступали так: шлюпка с верпом уходила от корабля примерно на кабельтов. Сбрасывала верп. На баке начинали вертеть шпиль, судно медленно подтягивалось вперед, к верпу. Потом верп поднимали и завозили подальше снова. И так до тех пор, пока корабль не окажется на свободном пространстве.
 
Вертлюг — винтовой стяжной механизм (см. талреп).
 
Взять рифы — уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных парусов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру у прямых.
 
Винджаммеры ("выжиматели ветра") — громадные четырех- и пятимачтовые океанские парусники со стальными корпусами и стальным рангоутом. Винджаммеры брали на борт по нескольку тысяч тонн груза. Особенно частыми у них были рейсы из Европы в Южную Америку и обратно. «Винджаммер» — это название по ходовым качествам, а не по парусной оснастке. В парусном же отношении винджаммеры, как и клипера, чаще всего были фрегатами или барками.
 
Виндзейль — труба, изготовленная из парусины, верхний конец которой срезан наискосок и снабжён распоркой. Виндзейль подвешивали на такелаже, его отверстие поворачивали к ветру, а рукав через люк пропускали внутрь судна и таким образом подавали туда свежий воздух.
 
Винтранец — самый длинный из транцев (ряда поперечных горизонтальных брусьев, образующих корму).
 
Виолина — доски, закреплённые по обеим сторонам бушприта позади эзельгофта, которые по внешнему краю были оформлены в виде двойной буквы В и сверху напоминали скрипку.
 
Водоизмещение — вес корабля в тоннах, т.е. количество воды, вытесненной погружённой частью корпуса судна.
 
Водорез — передняя часть форштевня, защищающая его от повреждений.
 
Ворон — приспособление на галерах для абордажного боя, перекидной помост на шарнирах, опускаемый на палубу корабля противника при сближении.
 
Ворст — оплетённый деревянный шток, поставленный горизонтально над талрепами вант и фордунов. Служит для удержания талрепов на одинаковом расстоянии друг от друга и одновременно является первой ступенькой на вантах.
 
Вулинг — бандаж, стягивающий несколько брусьев при изготовлении нижних мачт и бушпритов. Обычно состоял из пяти или шести шлагов троса, положенных вокруг мачты. Расстояние между соседними вулингами равнялось примерно 1 м.
 
Выбленки — отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.
 
Выбрать снасть — подтянуть снасть.
 
Вымбовка — деревянный или металлический рычаг, служащий для вращения шпиля вручную.
 
Вымпел — (голл. — wimpel) — длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на мачте военного корабля, находящегося в кампании.
 
Выстрел — горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное под водой перпендикулярно борту судна. Выстрелы предназначены для вынесения паруса за борт, крепления шлюпок и создания такелажу соответствующего разноса.
 
Вьюшка тросовая — барабан с дисками и зубчатой передачей; предназначен для наматывания троса и его хранения на судах.