Г

Словарь морских терминов

Гак — стальной крюк, прикрепленный к концу тросов и цепей, служащий для подъема шлюпок, груза и для буксировки.
 
Гакаборт — плоская закруглённая сверху поверхность кормовой оконечности судна, украшенная барельефами, военными трофеями, изображениями зверей и фигурами святых.
 
Галеас — (от ит. «galeazza» — большая галера) — парусно-гребной военный корабль в XVI-XVII вв. промежуточный тип судна между галерой и парусным кораблем. Длина около 70 м, ширина до 9 м, один ряд весел, 3 мачты с косыми парусами, экипаж более 800 чел., вооружение: до 70 пушек и таран.
 
Галеон — военное судно португальского происхождения. Вооруженный, как большое парусное судно того времени, имел сравнительно острый корпус, длина которого по килю равнялась тройной ширине. Именно на нём впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных палуб. Водоизмещение крупнейших испанских галеонов 1580-1590 гг. равнялось 1000 т. длина — 50 м и ширина — 12 м.
 
Галера — двух- или трехмачтовое гребное военное судно длиной до 70 м с одним рядом весел (50 и более) и трех- четырехугольными парусами, вооруженное надводным тараном, а позднее пушками (до 20). Экипаж доходил до 250 человек.
 
Галиот — (гальот) — парусное двухмачтовое судно водоизмещением 200-300 т. Использовалось для посыльной и транспортной службы.
 
Галс — курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идет правым галсом, если в левый борт — то левым галсом.
 
Галс-боканец — на парусных судах короткий горизонтальный брус, выступающий с обоих бортов в носу судна, с блоками для тяги галсов наветренного угла нижнего прямого паруса.
 
Галс-клампы — деревянные плиты, установленные на внешней стороне борта и украшенные резьбой, изображавшей иногда голову льва, через пасть которого проходил галсы грота. В начале XVII в. к галс-клампам относили и вертикальную балку, устанавливаемую на борту между планширом и бархоутом, с отверстием или шкив-гатом, прорезанным в балке параллельно борту. Через это отверстие в борту галс проходил внутрь судна.
 
Галсы — простые тросы, которыми оттягивают к носу шкотовые или галсовые углы косых парусов и крепят их.
 
Галф-топсель — треугольный парус, который своей нижней стороной крепится к гафелю бизани, а вертикальный — к стеньге.
 
Галфвинд — курс относительно ветра, когда угол между диаметральной плоскостью яхты и направлением ветра составляет 90 градусов (полветра).
 
Гальюн — носовой свес, являвшийся продолжением грепа. Служил в основном декоративным целям и опорой бушприта.
 
Гандшпуг — увеличенная вымбовка, служащая рычагом при работе с большими тяжестями.
 
Ганья — судно водоизмещением 70-200 т, похожее на багалу, но со значительно меньшей орнаментовкой в кормовой части. Дискообразное украшение носового штевня также отличалось от багалы. Родиной этого судна являлся Персидский залив.
 
Гардаман — специальный наперсток. Он надевается на ладонь и имеет толстую свинцовую плашку, чтобы проталкивать иглу сквозь жесткую ткань.
 
Гардель — снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для подъёма нижних реев или гафелей.
 
Гасписы — деревья, которыми забирают пространство от переднего (поворотного) шпангоута до нетгедца. Гасписы установлены под достаточно острыми углами к килю и приткнуты нижними концами к передней стороне носового поворотного шпангоута. Гасписы расположены так, что для каждого клюза перерубают один гаспис. Гасписы обыкновенно устанавливают по такой схеме: один — между передним клюзом и нетгедцем, два — между клюзами и позади еще столько, сколько нужно по пространству до первого (поворотного) шпангоута.
 
Гат — отверстие в парусе, рангоутном дереве или корпусной конструкции для проводки снастей, размещения шкивов и т.д.
 
Гафель — (голл. — gaffel) (гик) — рангоутное дерево, которое на своём нижнем конце — пятке — имеет развилку — усы, охватывающие мачту. Усы позволяют поднимать гафель вдоль мачты или поворачивать гик относительно неё. Гафели служат для крепления верхней шкаторины триселей, а гики — для крепления нижней.
 
Гафель-гардель — снасть для подъема пятки гафеля по мачте.
 
Гафельная шхуна — судно с двумя мачтами с косыми парусами.
 
Гвидон — форма флага с вырезом на заднем крае.
 
Гей-бао — аннамитское прибрежное судно. Гей-бао строили ложкообразными. Подводная часть судна представляла собой переплетённый бамбук, залитый водонепроницаемым слоем из смеси смолы, извести и скипидара. Несколько деревянных перегородок разделяло корпус судна. Палубные бимсы судна, частично прикрытого палубой, выступали из его корпуса почти на 1 фут. Длина судна составляла 40-80 футов при соотношении длины к ширине как 4,5:1. Гей-бао имело 2-3 мачты с выдвижными стеньгами.
 
Гекбот — небольшое парусное судно с транцевой кормой.
 
Гельмпорт — отверстие в корме судна, через которое проходит баллер (ось) руля. Выше гельмпорта баллер руля проходит через гельмпортовую трубу.
 
Гемам — парусно-гребной фрегат шведского флота. Вооружение: 18-32 орудия.
 
Гиг — беспалубная корабельная шлюпка с наборной обшивкой (кромка на кромку), с прямыми бортами, прямым форштевнем и планширем.
 
Гик — горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.
 
Гика-топенант — снасти, накладывающиеся на конец гика и служащие для поддержания его в горизонтальном положении.
 
Гика-шкот — снасть бегучего такелажа; крепится за нок гика, служит для постановки гика с растянутым по нему парусом в положение, необходимое при различных курсах судна.
 
Гини — тали, служащие для подъёма тяжёлых грузов и шлюпок.
 
Гинцы — небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть.
 
Гитовы — снасти бегучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.
 
Гичка — лёгкая и узкая шлюпка, предназначенная для разъездов капитана и офицеров торговых судов.
 
Главная палуба — третья снизу палуба на больших судах торгового флота.
 
Глаголь-гак — откидной гак, к которому прикреплён якорный канат или цепь. Сам глаголь-гак прикреплен к куску цепи называемому жвака-галсом.
 
Глиссирование — режим движения яхты, при котором под действием динамических сил воды изменяется ее посадка — нос поднимается, а корма оседает, скорость хода при этом увеличивается (судно выходит на глиссирование).
 
Голанить — придавать шлюпке ход вперед с помощью особых винтообразных движений кормового весла.
 
Голик — плетеная топовая фигура на вехе.
 
Гондола — знаменитая венецианская лодка с плоским днищем, асимметричным поперечным сечением и высоко поднятыми оконечностями, одна из которых украшена железной гребёнкой. Управляет ею один гребец с помощью весла.
 
Гордень — снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок.
 
Горловина — круглое или овальное узкое отверстие для вентиляции водонепроницаемых отсеков и прохода людей. Горловины закрывают стальными водонепроницаемыми крышками с винтовыми задрайками.
 
Греп — нижняя часть водореза, крепящегося на форштевень.
 
Грот — 1. Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей. 2. Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-рею. 3. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.
 
Грот-бом-брам-стень-стаксель — четвертый снизу косой парус, поднимаемый перед грот-мачтой.
 
Грот-бом-брамсель — четвертый снизу парус на грот-мачте.
 
Грот-брам-стень-стаксель — третий снизу косой парус, поднимаемый перед грот-мачтой.
 
Грот-брамсель — третий снизу прямой парус на грот-мачте, поднимаемый на брам-стеньге над марселем.
 
Грот-марсель — второй снизу прямой парус на грот-мачте, ставящийся между марса-реем и нижним реем.
 
Грот-мачта — вторая мачта, считая от носа корабля.
 
Грот-стень-стаксель — второй снизу косой парус, поднимаемый перед грот-мачтой.
 
Грот-трюм-стень-стаксель — пятый снизу косой парус, поднимаемый перед грот-мачтой.
 
Грот-трюмсель — пятый снизу прямой парус на грот-мачте, ставившийся выше бом-брамселя на трюм-рее.
 
Грота-стаксель — первый снизу косой парус, поднимаемый перед грот-мачтой.
 
Грота-топсель — небольшой треугольный или трапециевидный парус, поднимаемый между стеньгой и гафелем на судах с косыми парусами. Грота-топсель ставился над грота-триселем и верхним углом притягивался к топу стеньги грот-мачты.
 
Грота-трисель — нижний гафельный парус судна с косыми парусами, имеющий форму неправильной трапеции, которая своим верхним краем прикреплена к гафелю, нижним – к гику и вертикальной стороной – к грот-мачте.
 
Грота-шкот — снасть, растягивающая нижнюю шкаторину грота вдоль гика.
 
Грунтов — отрезок троса, крепящий по-походному шлюпку на шлюп-балках.
 
Гуари — 1. маленькое судно с двумя мачтами и бушпритом, применявшееся, как прибрежное или прогулочное на реках и заливах Средиземноморья. 2. стоячий гафель – тонкий, длинный и ставится почти вертикально, обычно — на невысокой прочной мачте. У паруса четырехугольная форма, но верхний задний угол поднят так высоко, что издалека парус можно принять за треугольный, бермудский.
 
Гукер — см. кеч.
 
Гукор — парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой водоизмещением 60-200 т.
 
Гюйс — В России: красный флаг с синим Андреевским крестом, окаймленный белыми полосами, и с белым прямым поперечным крестом. Поднимается на флагштоке бушприта (с 8 часов утра до вечерней зари) вместе с кормовым флагом, но только во время якорной стоянки.
 
Гюйсшток — стойка, на которой поднимается гюйс.