Д

Словарь морских терминов

Дагликс — постановочный или швартовый передний якорь. Висел по левому борту.
 
Дау — так в обычном разговорном языке называют арабские суда. Дау первоначально обозначало маленькое судёнышко с остроконечной кормой из Занзибара.
 
Девитация — отклонение компасной картушки под влиянием корабельного железа.
 
Дейдвейт — полная грузоподъёмность судна, выражаемая в весовых метрических тоннах.
 
Дейдвуд — кормовая оконечность судна в подводной его части между ахтерштевнем и килем сплошь заделанная деревянными брусьями, называемыми чаками.
 
Дек — (англ. — deck) — верхняя открытая палуба (которая делится на бак, шкафут, шканцы и ют) называлась <квартер-дек>, следующая называлась <опер-дек>, ещё ниже — <мидель-дек>, затем <гон-дек>, ещё ниже — <орлоп-дек> или <кубрик> и <трюм>. Термин применяется к тем из палуб, на которых установлена артиллерия (двухдечный линейный корабль, трехдечный).
 
Дельные вещи — литые, кованые и другие части и детали оборудования судна. К дельным вещам относятся: кнехты, утки, погоны, киповые планки, винтовые талрепы, леерные стойки, иллюминаторы, тентовые стойки, крышки люков, рымы, клюзы и т.д.
 
Дефлекторы — специальные устройства, служащие для целей вдувной и втяжной вентиляции. Простейшим является дефлектор с раструбом, представляющий собой вертикальную трубу, проведённую в вентилируемое помещение и заканчивающуюся наверху комингсом. На комингс надевается поворотный раструб, устанавливаемый в любое положение по направлению к ветру.
 
Динги — судно с одной мачтой, вынесенной к носу, вооружённой гафельным парусом.
 
Дирик-фал — снасть бегучего такелажа, служащая для подъема искового конца гафеля.
 
Дифферент — (фр. — difference) — разность углубления носом и кормой; если разность в сторону углубления кормой, говорят, что судно имеет дифферент на корму; в противном случае судно имеет дифферент на нос.
 
Драек — инструмент для такелажных и парусных работ, представляющий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заостренными концами. Употребляется как рычаг при выдрайке концов.
 
Драйреп — (марса-фал) — снасть для подъема марса-рея.
 
Драйреп-блок — одношкивные блоки, привязываемые к марса-рею, через которые проходит драйреп.
 
Дредноут — общее название крупных артиллерийских кораблей в начале XX в., предшествовавших линкорам водоизмещением 17800 т, пришедших на смену эскадренным броненосцам. Дано по наименованию самого мощного английского броненосца, построенного в 1906 г.
 
Дрейф — (фр. — derive) — отклонение движущегося судна от курса под влиянием ветра или течения; снос судна в сторону при стоянке на якоре.
 
Дрек — шлюпочный якорь.
 
Дректов — якорный канат шлюпочного якоря (дрека).
 
Дрифтер — парусно-моторное или моторное рыболовное судно длиной 24-50 метров, грузоподъемностью 60-70 тонн. Оборудовано дрифтерными сетями высотой около 15 метров и длиной до 4500 метров, свободно плавающими в море после их постановки.
 
Дромон — византийское судно с двумя рядами вёсел, вооружённое катапультой и двумя мачтами.
 
Дубель-шлюпка — гребное судно 2-й половины XVIII в., имело палубу, до 20 пар весел, съемную мачту с прямыми парусами, 7-15 пушек, 2-3 из них крупного калибра.
 
Дуплинь — конец троса, проведенный в рым, обух и обратно так, чтобы оба конца находились в распоряжении работающих (опустив один конец, можно за другой вытянуть весь трос).
 
Дымсель — парусиновый щит. Его ставят впереди камбузной трубы, когда судно идет против ветра. Дымсель не дает дыму разноситься по палубе.